Творческое наследие В.Э.Мейерхольда

Аннотированный указатель архивных материалов

Фотография В.Э. Мейерхольда. 1926-1930-е гг.
Фотография В.Э. Мейерхольда в группе с В.В. Маяковским, Д.Д. Шостаковичем, А.В.Февральским и др. на репетиции спектакля «Баня» в театре им. Вс. Мейерхольда. 1929-1930 гг.
Фотография сцены из спектакля Театра им. Вс. Мейерхольда «Земля дыбом». 1923 г.

Всеволод Эмильевич Мейерхольд (1874-1940) – один из величайших режиссеров мира, чье творчество оказало огромное влияние на развитие русского и зарубежного театра. Его самостоятельная режиссерская работа началась весной 1902 г., когда он вышел из состава труппы МХТ, где служил актером. В дальнейшем почти четыре десятилетия режиссер работал в разных театральных коллективах (главным образом, возглавлял их) и осуществил постановку целого ряда ярких новаторских спектаклей, вошедших в историю мирового театрального искусства.

В 1902 г. в Херсоне была создана Труппа русских драматических артистов под управлением А.С. Кошеверова и В.Э. Мейерхольда. Несколько спектаклей было показано в Николаеве и Севастополе. В следующих сезонах Мейерхольд руководил труппой уже самостоятельно, поскольку Кошеверов уехал в Киев.

С 1903 г. до 1905 г. труппа носила название «Товарищество Новой драмы» и выступала в Тифлисе, Полтаве и других городах со спектаклями, сначала продолжавшими традиции Художественного театра (пьесы А.П. Чехова, М. Горького), а позже с постановками модернистского репертуара («Монна Ванна» М. Метерлинка, «Золотое руно» и «Снег» С. Пшибышевского).

С мая по октябрь 1905 г. Мейерхольд продолжил режиссерские искания в созданной по инициативе К.С. Станиславского Студии на Поварской в Москве, подготовив там спектакли «Смерть Тентажиля» М. Метерлинка, «Шлюк и Яу» Г. Гауптмана. К сожалению, студия не показала своих работ широкому зрителю.

В 1906 г. режиссер на некоторое время вновь вернулся в «Товарищество Новой драмы», осуществив постановку пьес М. Горького («Дети солнца», «Варвары»), Г. Гауптмана, Г. Ибсена, М. Метерлинка, А. Стриндберга и др.

С осени 1906 г. по ноябрь 1907 г. В.Э. Мейерхольд был главным режиссером Драматического театра В.Ф. Комиссаржевской в Петербурге, утверждая в спектаклях принципы условного театра. В этот период им были поставлены: «Гедда Габлер» Г. Ибсена, «Вечная сказка» С. Пшибышевского, «Сестра Беатриса» М. Метерлинка, «Балаганчик» А.А. Блока, «Жизнь человека» Л.Н. Андреева, «Победа смерти» Ф. Сологуба и др. Его сотрудничество с В.Ф. Комиссаржевской закончилось разрывом, она отвергла путь режиссера.

С середины 1908 г. и до 1918 г. В.Э. Мейерхольд работал в императорских театрах – Александринском, Мариинском, Михайловском, осуществив на их сценах 21 драматический спектакль («Дон Жуан» Мольера, «Гроза» А.Н. Островского, «Два брата» и «Маскарад» М.Ю. Лермонтова и др.) и 10 музыкальных («Тристан и Изольда» Р. Вагнера, «Орфей и Эвридика» К. Глюка, «Электра» Р. Штрауса, «Каменный гость» А.С. Даргомыжского и др.).

Одновременно он создавал экспериментальные спектакли на камерных сценах: в клубе «Лукоморье», в Доме интермедий, в частных домах, летних театрах.

В 1913 г. режиссер открыл в Петербурге студию, которая находилась на Троицкой улице, а с 1914 г. до начала 1918 г. – на Бородинской улице. Здесь были показаны спектакли «Незнакомка» и «Балаганчик» А.А. Блока. Экспериментальный характер носили и другие постановки: «Шарф Коломбины» по А. Шницлеру, «Поклонение кресту» П. Кальдерона и др. В том же году по приглашению И.Л. Рубинштейн он поставил в парижском театре «Шатле» «Низанеллу» Г. Д’Аннунцио.

В ноябре 1920 г. В.Э. Мейерхольд возглавил Театр РСФСР-1; в 1922 г. коллектив вошел в Театр актера в качестве Вольной мастерской Мейерхольда; в конце того же года Театр актера был преобразован в Театр ГИТИСа.

В 1923 г. был создан Театр им. Вс. Мейерхольда – ТИМ (с 1926 г. – ГосТИМ), просуществовавший до конца 1937 г. Спектакли театра были поставлены В.Э. Мейерхольдом, некоторые совместно с другими режиссерами, большинство которых были его учениками. Были осуществлены постановки: «Зори» Э. Верхарна (совместно с В. Бебутовым, 1920 г.), «Мистерия-Буфф» В.В. Маяковского (совместно с В. Бебутовым, 1921 г.), «Великодушный рогоносец» Ф. Кроммелинка (1922 г.), «Смерть Тарелкина» А.В. Сухово-Кобылина (1922 г.), «Лес» А.Н. Островского (1924 г.), «Д. Е.» М.Г. Подгаецкого (1924 г.), «Учитель Бубус» А.М. Файко (1925 г.), «Ревизор» Н.В. Гоголя (1926 г.), «Горе уму» А.С. Грибоедова (1928 г.), «Клоп» В.В. Маяковского (1929 г.), «Командарм 2» И.Л. Сельвинского (1929 г.), «Выстрел» А.И. Безыменского (режиссерская бригада: В. Зайчиков, С. Кезинов, А. Нестеров, Ф. Бондаренко под руководством В.Э. Мейерхольда, 1929 г.), «Баня» В.В. Маяковского (1930 г.), «Последний решительный» В.В. Вишневского (1931 г.), «Список благодеяний» Ю.К. Олеши (1931 г.), «Вступление» Ю.П. Германа (1933 г.), «Свадьба Кречинского» А.В. Сухово-Кобылина (1933 г.), «Дама с камелиями» А. Дюма (1934 г.), «33 обморока» (по рассказам А.П. Чехова, 1935 г.). Эти постановки принесли режиссеру и его театру мировую славу.

В 1922-1924 годах параллельно с работой в ТИМе В.Э. Мейерхольд руководил Театром Революции, ставил спектакли в Ленинграде (Ленинградском академическом театре драмы, Малом оперном театре). В 1935 г. Всеволод Эмильевич осуществил постановку оперы П.И. Чайковского «Пиковая дама» в МАЛЕГОТе.

В начале 1938 г. после закрытия ГосТИМа К.С. Станиславский пригласил В.Э. Мейерхольда в Оперный театр своего имени на должность режиссера; после смерти К.С. Станиславского Мейерхольд стал главным режиссером. Здесь он завершил начатую Станиславским работу над оперой Дж. Верди «Риголетто».

В мае-июне 1939 г. режиссер осуществил свою последнюю режиссерскую работу – подготовил план выступления студентов института им. П.Ф. Лесгафта на спортивном параде в Ленинграде.

Творческие документы В.Э. Мейерхольда в РГАЛИ сосредоточены главным образом в его фонде (ф. 998; о составе фонда В.Э. Мейерхольда см. статью Евстигнеева А.Л. «Личный архив В.Э. Мейерхольда в РГАЛИ: история формирования и состав документов». 2013 г.). Кроме того, значительный комплекс творческих документов режиссера хранится в фонде театра (ф. 963), который носил его имя.

Среди материалов Государственного театра им. В.Э. Мейерхольда – ГосТИМа (1919-1949) документы, касающиеся творческой деятельности его руководителя, занимают значительное место. Среди них: служебные записки Мейерхольда о репертуаре и репетициях; режиссерские планы, заметки и зарисовки, сделанные Мейерхольдом во время репетиций, высказывания его и В.В. Вишневского о постановке спектакля «Последний решительный», стенограммы и записи бесед и репетиций; режиссерские и суфлерские экземпляры пьес и разработок сценического текста с пометами В.Э. Мейерхольда («Лес» А.Н. Островского, «Д. Е.» М.Г. Подгаецкого, «Учитель Бубус» А.М. Файко, «Мандат» Н.Р. Эрдмана, «Ревизор» Н.В. Гоголя, «Командарм 2» И.Л. Сельвинского, «Выстрел» А.И. Безыменского, «Баня» В.В. Маяковского, «Последний решительный» В.В. Вишневского и др.); материалы по монтировке спектаклей с чертежами и рисунками установок конструкций; монтажи, карты и перечни диапозитивов, демонстрировавшихся в спектаклях; монтажи музыкального и светового оформления; репетиционные планы, дневники и стенограммы репетиций и спектаклей; рапорты и заметки дежурных режиссеров о проведенных репетициях и спектаклях; списки исполнителей ролей в спектаклях и тексты ролей; хронометраж спектаклей; либретто, программы, афиши и др.

В РГАЛИ хранится ряд фондов деятелей литературы и искусства, которые работали с В.Э. Мейерхольдом: Б.В. Алперса, Н.А. Басилова, Л.Ю. Брик и В.А. Катаняна, Э.П. Гарина, И.В. Ильинского, М.М. Коренева, В.В. Маяковского, Е.А. Тяпкиной и др. В этих собраниях также сохранились документы, связанные с творческой деятельностью режиссера.

Борис Владимирович Алперс (1894-1974) – критик, историк и теоретик театрального искусства, юрист по образованию, в 1913-1915 годах был секретарем театральной студии В.Э. Мейерхольда на Троицкой улице, а с весны 1924 по 1927 г. по приглашению Всеволода Эмильевича стал заведующим литературной частью его театра. В конце 1920-х годов вышла в свет монография Б.В. Алперса «Театр Революции», а в 1931 г. книга о В.Э. Мейерхольде «Театр социальной маски». Материалы Мейерхольда в фонде критика (№ 3048) представлены: режиссерской разработкой комедии А.Н. Островского «Лес», режиссерским экземпляром пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума» (спектакль «Горе уму»), стенограммой диспута обсуждения спектакля «Зори» по пьесе Э. Верхарна, письмами Мейерхольда Алперсу, труппе театра, а также большим комплексом фотоматериалов (фотографиями сцен из спектаклей, поставленных Мейерхольдом в Театре РСФСР-1, Театре Революции, ГосТИМе) и др.

Николай Александрович Басилов (1907-1960) – режиссер и композитор, в 1931 г. окончил ГЭКТЕМАС, а с 1934 г. по 1936 г. работал в ГосТИМе в качестве режиссера, где ему было поручено ведение спектаклей: «Ревизор», «Лес», «Свадьба Кречинского», «Вступление». Несколько месяцев в течение 1934-1935 годов он был помощником режиссера в МАЛЕГОТе при постановке оперы «Пиковая дама».

В фонде Н.А. Басилова (ф. 2385) центральное место занимают материалы о постановке В.Э. Мейерхольдом оперы «Пиковая дама». В конце 1950-х годов Басилов работал над исследованием «Мейерхольд создает спектакль». Сохранились подробные записи, сделанные помощником режиссера на репетициях. Им была начата работа по составлению режиссерской партитуры спектакля, которая не была завершена, однако, собранный материал был использован в небольшом очерке. Эта работа дополнила материалы, иллюстрировавшие репетиционную работу Мейерхольда над эпизодом «Спальня графини». Среди документов, собранных для подготовки партитуры спектакля: стенограммы репетиций, рисунки Мейерхольда с планировками сцен, сводка его замечаний артистам, новый текст либретто оперы, написанный В.О. Стеничем. Следует отметить, что в работе Н.А. Басилова «Мейерхольд создает спектакль» изложена история создания оперы и нового либретто, постановки ее Мейерхольдом, даны описания обстановки на репетициях, авторских показов мастера, отображены его взгляды на искусство, роли режиссера, живописи и музыки в театре, сделаны экскурсы в другие постановки Мейерхольда. Содержательны письма Басилова, в которых говорится о работе над партитурой «Пиковой дамы».

В разделе биографических материалов фонда Басилова имеются документы, относящиеся к истории возобновления спектакля «Клоп» в 1936 г., когда он был назначен дежурным режиссером по проведению репетиций. Спектакль не был завершен, прошло лишь несколько репетиций. Для ознакомления с постановкой 1929 г. из музея театра ему были выданы режиссерские экземпляры пьесы с пометами Мейерхольда, которые остались затем в архиве Н.А. Басилова наряду со стенограммами репетиций, списками актеров, изменениями текста комедии, статьей об истории возобновления спектакля «Мейерхольд репетирует» (сохранились лишь черновые материалы к статье, разрозненные отрывки текста и вступление).

Темой исследования Басилова «Мейерхольд и Маяковский» является описание их совместной работы над постановкой пьес В.В. Маяковского, начиная с «Мистерии-Буфф».

По спектаклю «Свадьба Кречинского» сохранилась нарисованная Мейерхольдом облегченная планировка сцены для гастрольных спектаклей в Минске.

Среди собранных материалов копия стенограммы диспута в ГосТИМе о спектакле «Ревизор» в 1927 г. (подлинник был передан в Музей В.В. Маяковского).

Безусловный интерес представляют «Творческие тетради» Н.А. Басилова за 1934-1936 годы – в основном это записи репетиционного процесса в ГосТИМе, сопровождающиеся зарисовками мизансцен. В них имеются записи репетиций спектаклей: «Клоп», «Ревизор», «Вступление» и др., которые ставил Мейерхольд; записи собраний в ГосТИМе, выступлений Мейерхольда, дискуссии о формализме, воспоминаний о великом режиссере и др.

Басилов сохранил фотографии в группе с Мейерхольдом, сделанные на репетиции «Пиковой дамы», а также артистов на гастролях с этим спектаклем.

Эраст Павлович Гарин (1902-1980) – актер и режиссер, учился в ГЭКТЕМАСе (1921-1926). Ученики мастерской проходили режиссерскую практику в рабочих клубах и Театре им. Мейерхольда, а актерскую – в его спектаклях. Гарину приходилось иногда выступать в нескольких ролях сразу. Так, в спектакле «Д. Е.» помимо ролей лорда Грэя, Брандево и поэта в эпизоде «Изобретатели» он играл семерых изобретателей. Этот номер с трансформацией был объявлен в афишах театра. До конца 1930-х годов Гарин сыграл много ролей в ГосТИМе, среди них Ванечка («Смерть Тарелкина»), Гулячкин («Мандат»), Хлестаков («Ревизор»), Чацкий («Горе уму») и др.

В архиве Э.П. Гарина (ф. 2979) сохранились режиссерские экземпляры пьес, сценарии и заметки, фотографии сцен из спектаклей и актеров в ролях, относящиеся к периоду его работы в ГосТИМе.

Игорь Владимирович Ильинский (1901-1987) – актер и режиссер, с 1920 г. до 1935 г. работал в Театре им. Мейерхольда. Наиболее известные из сыгранных им ролей: Брюно («Великодушный рогоносец»), Счастливцев («Лес»), Присыпкин («Клоп»), Соглашатель («Мистерия-Буфф»), Расплюев («Свадьба Кречинского») и др.

Фонд И.В. Ильинского в РГАЛИ (ф. 605) небольшой по объему, но в нем имеется ряд документов непосредственно связанных с творчеством Мейерхольда. Это фотографии Ильинского в ролях и сцен из спектаклей, поставленных режиссером («Великодушный рогоносец», «Горе уму», «Клоп», «Лес»), а также статья актера о Мейерхольде «Моложе молодых» (1934), опубликованная в газете.

Елена Алексеевна Тяпкина (1900-1984) – актриса театра и кино. В 1921 г. она несколько месяцев была студенткой высших режиссерских мастерских В.Э. Мейерхольда. Уже будучи актрисой Театра им. Мейерхольда, она продолжила учебу в ГЭКТЕМАСе. В ГосТИМе Е.А. Тяпкина работала в 1923-1927 гг. и в 1931-1936 гг., а в 1927-1931 гг. служила в Театре Революции, в течение некоторого времени совмещая работу в обоих театрах. Наиболее значительные роли, сыгранные ею в постановках Мейерхольда: Гурмыжская («Лес»), Атуева («Свадьба Кречинского»), Пошлепкина («Ревизор»), Настька («Мандат»), Кармен («Последний решительный»), Татьяна («33 обморока») и др.

Особую ценность в архиве Е.А. Тяпкиной (ф. № 3042) представляют творческие документы, связанные с именем Мейерхольда: фотографии актрисы в театральных ролях, тексты ролей и ее воспоминания о режиссере.

Михаил Михайлович Коренев (1889-1980) – режиссер и преподаватель, в 1921-1927 гг. был студентом ГВЫРМ-ГВЫТМ-ГЭКТЕМАС, по окончании которых получил звание режиссера. (До этого он закончил историко-филологический факультет Московского университета и два года обучался в Московском педагогическом институте им. И.Г. Шелапутина, на отделении русского языка и словесности). Одновременно с обучением он занимал штатные должности режиссера-лаборанта в ТИМе-ГосТИМе и заведующего учебной частью учебного заведения, в котором учился. Практически Коренев работал в театре, руководимом Мейерхольдом, и в училище при театре с небольшими перерывами почти весь период существования театра (с марта 1922 г. по март 1938 г.).

Мейерхольд приглашал Коренева для совместной работы в качестве сорежиссера, ассистента, лаборанта при постановке своих главных спектаклей, и особенно спектакля «Ревизор», участие в котором Коренева началось с создания сценического текста и закончилось вводами новых актеров. Коренев был не только помощником режиссера, но и идеальным «фиксатором» творческого процесса Мастера. Владея скорописью, близкой к стенографии, он записывал все репетиции Мейерхольда, его выступления и доклады в то время, когда в театре еще не обращались к помощи стенографисток. Числясь режиссером-лаборантом, Коренев выполнял множество разных обязанностей в театре: работал с кадрами, вел переписку, осуществлял связи театра с прессой и другими театрами, был в какой-то степени личным секретарем Мейерхольда.

В фонде М.М. Коренева (ф. 1476) сохранились ценнейшие материалы, которых нет в фондах В.Э. Мейерхольда и ГосТИМа – это документы по постановкам: «Земля дыбом», «Ревизор», «Горе уму», «Свадьба Кречинского», «Борис Годунов» и др. В записных книжках Коренева зафиксированы беседы, доклады, выступления, лекции Мейерхольда. В архиве Коренева отложились 115 писем Мейерхольда разным лицам за период с 1923 г. по 1937 г.; большая их часть была написана в 1926-1927 гг. в период работы над «Ревизором» и «Горе уму»; в них содержатся распоряжения о проведении репетиций, сведения по вопросам художественного оформления спектаклей, ввода и оценки работы актеров.

В фонде В.В. Маяковского (ф. 336) хранятся тексты пьес «Мистерия-Буфф» (1918,1921), «Клоп» (1929), «Баня» (1930) (полные экземпляры и отрывки), поставленных Мейерхольдом на сцене своего театра.

Существенным документальным дополнением по теме о совместном творчестве Мейерхольда и Маяковского является комплекс документов поэта, собранный Л.Ю. Брик и В.А. Катаняном и отложившийся в их фонде (ф. 2577). Лили Юрьевна Брик (1891-1978) – переводчица; Василий Абгарович Катанян (1902-1980) – литературовед.

Среди материалов Л.Ю. Брик основное место занимают ее воспоминания о Маяковском, о постановке его пьес в Театре им. Мейерхольда. В.А. Катанян долгие годы собирал документы для работы над «Летописью жизни и творчестве В.В. Маяковского», в них всесторонне отражен творческий путь поэта.

Материалы по теме «Творческие документы В.Э. Мейерхольда» в РГАЛИ хранятся разобщенно; поиск их затруднен; рассмотреть и решить проблему тематического электронного поиска позволяет создание аннотированного указателя.

Анализ документов по теме показал, что:

а) источники рассеяны по разным фондам архива (это обусловлено правилами комплектования, научного описания и хранения документов);

б) в фондах материалы представлены в разных объемах (наиболее крупными комплексами являются фонды В.Э. Мейерхольда и ГосТИМа);

в) отдельные этапы творческой деятельности В.Э. Мейерхольда документально обеспечены с разной степенью полноты (это зависит от степени сохранности фондов, особенностей фондообразователей и др.);

г) важно максимально расширить и ввести в научный оборот круг фондов, потенциально содержащих документы по теме (в процессе исследования творчества Мейерхольда необходимо точно и полно определить фондообразователей, участвовавших в творческом процессе мастера: режиссеров, актеров, писателей, композиторов, художников, критиков, администраторов и др.)

Основная задача, поставленная при создании аннотированного указателя: создание единого информационного массива о комплексе документов по теме, хранящихся в фондах РГАЛИ.

Уже сейчас на данном этапе работы можно выделить вопросы и хронологические периоды в творческой деятельности режиссера, которые документально обеспечены лучше, и те, что лишь обозначены, а также информационные лакуны. Наиболее полно отражен период работы Мейерхольда в Москве в 1920-х-1930-х гг., ранние же периоды представлены крайне скудно и фрагментарно. Поэтому будет продолжен поиск фондов для изучения и введения содержащейся в них информации о деятельности выдающегося режиссера.

Создание аннотированного указателя призвано способствовать осуществлению направленного поиска по конкретным вопросам внутри значительного тематического комплекса документов архива.

к.и.н. А.Л. Евстигнеева


Статья подготовлена в рамках проекта РГНФ № 13-04-00294а «Творческое наследие В.Э. Мейерхольда. Подготовка к публикации аннотированного указателя архивных материалов». Руководитель Г. Р. Злобина.

Постоянная ссылка: http://www.rgali.ru/object/354604997