Творческое наследие В.Э.Мейерхольда

Аннотированный указатель архивных материалов

В.А. Шестаков. «Ревизор». Эскиз афиши к спектаклю Театра им. Вс. Мейерхольда. Октябрь 1927. Б., тушь, граф. кар.
Фотография сцены из спектакля театра им. Вс. Мейерхольда «Д. Е.». 1924.
Фотография сцены из спектакля театра им. Вс. Мейерхольда «Мандат». С участием Э.П. Гарина, З.Н. Райх, Н.И. Серебряниковой. 1925.
Фотография Л.Н. Свердлина в роли Нунбаха, сыгранной в спектакля «Вступление» театра им. Вс. Мейерхольда. 1933.

1920-е–1930-е годы – важнейший этап в творчестве Всеволода Эмильевича Мейерхольда (1874-1940), когда он создал собственный театр и стал его руководителем. Один из крупнейших комплексов о творчестве Мастера в этот период – фонд Государственного театра имени В.Э. Мейерхольда (ГосТИМ) сформирован и хранится в РГАЛИ.2

До 1918 г. В.Э.Мейерхольд работал в различных коллективах – труппах, студиях, театрах - причем, как правило, руководил ими: в «Труппе русских драматических артистов под руководством А.С.Кошеверова и В.Э.Мейерхольда» (1902), позже переименованной в «Товарищество Новой драмы» (1903-1905, 1906), в Студии на Поварской (1905), в Драматическом театре В.Ф.Комиссаржевской в Петербурге (1906-1907), в императорских театрах – Александринском, Мариинском, Михайловском (1908-19180), в театральных студиях на Троицкой, а позже на Бородинской улицах в Петербурге (1913-1918), ставил спектакли на камерных сценах в России, работал за границей.

В начале советского периода он выдвинул программу «Театрального Октября», нацеленную на создание агитационного, зрелищного, яркого сценического искусства. Для осуществления намеченной цели режиссеру необходим был собственный театр. Путь к его созданию оказался непростым, чтобы его пройти потребовалось несколько лет.

В.Э.Мейерхольд, будучи руководителем Театрального отдела (ТЕО) Наркомпроса (1918-1919 – заместитель заведующего петроградским отделением, 1920-1921 – заведующий ТЕО), организовал Театр РСФСР-1, просуществовавший почти год (7 ноября 1920-10 сентября 1921) и закрытый как нерентабельный. Театр РСФСР-1 занял здание (Большая Садовая, 20), освободившаяся  связи с закрытием в 1920г. Театра-студии художественно-просветительного союза рабочих организаций (ХПСРО) под руководством В.М.Бебутова, который с частью своей труппы присоединился к новому театру.

Почти одновременно с Театром РСФСР-1, в декабре 1921 г., был закрыт Театр РСФСР-2, созданный при содействии В.Э.Мейерхольда на основе труппы К.Н.Незлобина.

Параллельно с работой по формированию театра режиссер считал очень важным подготовку кадров для него, а значит и организацию учебных заведений нового типа. Так летом 1921 г. при Театре РСФСР-1 были созданы Высшие режиссерские мастерские, вскоре получившие статус государственных (ГВЫРМ). Весной 1922 г. на их базе начали работать Государственные высшие театральные мастерские (ГВЫТМ). При ГВЫРМ В.Э.Мейерхольд открыл Вольную мастерскую, куда вошла группа актеров Театра РСФСР-1. Вскоре после образования ГВЫТМ в Вольную мастерскую влилась труппа Театра РСФСР-2, в результате чего возник Театр актера.

После объединения ГВЫТМ с Государственным институтом музыкальной драмы летом 1922 г. образовался Государственный институт театрального искусства (ГИТИС), а 1 октября 1922 г. открылся Театр ГИТИСа, возникший в результате слияния Театра актера с Опытно-героическим театром Бориса Фердинандова и просуществовавший недолгое время.

В конце 1922 г. В.Э.Мейерхольд, выйдя из ГИТИСа с группой учеников, организовал новое учебное заведение – Мастерскую Вс. Мейерхольда, позже (август 1923г.) трансформировавшуюся в Государственные экспериментальные театральные мастерские (ГЭКТЕМАС). В 1932г. мастерские сменил Государственный экспериментальный театральный техникум им. Мейерхольда (ГЭКТЕТИМ), и в 1934–1938 гг. кадры актеров и режиссеров для театра В.Э.Мейерхольда и других театров готовило Государственное театральное училище (ТЕАУЧ).

Театр ГИТИСа 4 марта 1923г. был переименован в Театр имени В.Э. Мейерхольда (ТИМ), который через три года получил статус государственного – ГосТИМ (ГОСТИМ). Вскоре в театре сложилась кризисная ситуация, ввиду отъезда В.Э.Мейерхольда за границу на лечение и его задержки во Франции из-за переговоров о гастролях (1928). Режиссера заподозрили в нежелании возвращаться на родину, и Главискусство учредило комиссию по ликвидации ГосТИМа. Мейерхольд вернулся в Россию, и вопрос о расформировании театра был снят.

В соответствии с приказом Комитета по делам искусств при СНК СССР от 7 января 1938г. «О ликвидации Театра им. Вс. Мейерхольда» театр был закрыт, поскольку, как отмечалось в приказе, «окончательно скатился на чуждые советскому искусству позиции».

В период «оттепели» в декабре 1961г. группа деятелей искусства выступила с инициативой о реабилитации ГосТИМа и его руководителя, которая состоялась в первой половине 1960-х годов.

Фонд № 963 Государственного театра имени В.Э.Мейерхольда (ГосТИМ) был сформирован в Центральном государственном литературном архиве (ЦГЛА, в настоящее время РГАЛИ) в 1947 г. на основе материалов, поступивших из Театрального музея имени А.А.Бахрушина (497 папок) по акту от 5 мая 1947 г., составленного на основании Постановления СНК СССР от 9 марта 1941 г. В 1950-е – начале 1960-х годов комплекс пополнился поступлениями из разных источников: от частных лиц (например, от режиссера П.И. Егорова и ученого секретаря театра А.В.Февральского, работавших вместе с В.Э. Мейерхольдом в ГосТИМе); из других фондов архива, где были обнаружены профильные документы. Одновременно производилось выявление дублетов, а также материалов, не представлявших научно-исторической ценности. В середине 1960-х годов документы прошли научно-техническую обработку, в результате чего были составлены две описи, включившие 1661 единицу хранения за 1918-1961 гг.

При систематизации материалов фонда в самостоятельные разделы описей были выделены документы театров-предшественников ГосТИМа: Театра РСФСР-1 и Театра актера; театральных учебных заведений: ГВЫРМа, Вольной мастерской, ГВЫТМа, ГИТИСа, ГЭКТЕМАСа, ГЭКТЕТИМа, ТЕАУЧа; театральных издательств: Московского отделения издательства «Жизнь искусства», издательства «Театральный Октябрь». Самый обширный раздел составили документы ТИМа-ГосТИМа, которые были структурированы по подразделениям театра: дирекция, режиссерская, административно-хозяйственная и финансовая части; несколько лабораторий: драматургическая, осуществлявшая подбор пьес для постановки в театре, научно-исследовательская, которая изучала и анализировала разные аспекты театральных постановок, т.е. того, что происходило на сцене, в зале, отзывы критики и др., клубно-методологическая лаборатория, поддерживавшая связи с театрами и клубами на периферии, а также музей, где велась просветительная и пропагандистская работа, фиксировались важные вехи в истории театра.

Ядро фонда, наиболее ценная его часть – творческие материалы В.Э.Мейерхольда. Они имеются в разных разделах описи, но, главным образом, сосредоточены в разделе «Режиссерская часть». В.Э.Мейерхольд участвовал во всех этапах подготовки спектакля: от выполнения обязанностей главного режиссера до редактирования программ и афиш. Он контролировал работу по музыкальному и световому оформлению постановок, не оставлял без внимания деятельность по созданию декораций, костюмов, грима, реквизита, участвовал в коллегиальных обсуждениях разных аспектов деятельности театра, диспутах, беседах, читал лекции, давал интервью, выступал на собраниях и т.д. Документы, отложившиеся в фонде ГосТИМа всесторонне отображают многоаспектную творческую работу В.Э.Мейерхольда по созданию и руководству театром.

В ГосТИМе спектакли ставил как сам В.Э.Мейерхольд, так и его ученики. При научно-технической обработке для удобства пользования документы в разделе «Режиссерская часть» были выстроены в соответствии с хронологией постановки спектаклей на сцене и сгруппированы по каждому из них. На сцене театра были поставлены пьесы: «Великодушный рогоносец» Ф.Кроммелинка, «Смерть Тарелкина» А.В.Сухово-Кобылина, «Земля дыбом» Ф.Мартина и С.М.Третьякова, «Лес» А.Н.Островского, «Даешь Европу» («Даешь советскую Европу») М.Г. Подгаецкого по И.С. Эренбургу, «Учитель Бубус» А.М. Файко, «Мандат Н.Р. Эрдмана, «Рычи, Китай» С.М. Третьякова, «Ревизор» Н.В. Гоголя, «Окно в деревню» Р.М. Акульшина, «Горе от ума» («Горе уму») А.С. Грибоедова, «Хочу ребенка» С.М. Третьякова, «Марокко» («В кровавой пустыне») С.М. Багдасарьяна, «Клоп» В.В. Маяковского, «Командарм-2» И.Л. Сельвинского, «Уважаемый товарищ» М.М. Зощенко, «Выстрел» А.И. Безыменского, «Баня» В.В. Маяковского, «Последний решительный» В.В. Вишневского, «Список благодеяний» Ю.К. Олеши, «Германия» («На западе бой») В.В. Вишневского, «Вступление» («Профессор Кельберг») Ю.П. Германа, «Свадьба Кречинского» А.В. Сухово-Кобылина, «Дама с камелиями» А. Дюма-сына, «33 обморока» (водевили А.П. Чехова: «Юбилей», «Медведь», «Предложение»), «Наташа» Л.Н. Сейфуллиной, «Одна жизнь» Е.И. Габриловича, «Дом, где разбивают сердца» Б. Шоу, «Парижская Коммуна» И.Н. Гордиенко, «Вера Засулич» В.М. Волькенштейна, «Два брата» М.Ю. Лермонтова, «Удел сильных» С.Д. Мстиславского, «Каменный гость» и «Борис Годунов» А.С. Пушкина.

Можно выделить целый ряд видов документов, в которых зафиксирован творческий процесс работы В.Э. Мейерхольда над спектаклем: литературные, режиссерские, суфлерские экземпляры пьес, либретто спектаклей (в т.ч. на иностранных языках), сценические переделки пьес; режиссерские разработки спектаклей с разбивкой пьес на эпизоды, с записью и планами мизансцен, описанием светового и звукового оформления, реквизита и бутафории; разработки сценического текста для возобновленных спектаклей, заметки по восстанавливаемым спектаклям; режиссерские планы спектаклей; репетиционные планы, дневники репетиций и спектаклей, стенограммы репетиций, его заметки, сделанные на репетициях; программы, афиши с пометками Мейерхольда; монтаж выходов актеров по эпизодам; монтаж и списки перестановок на сцене реквизита, бутафории, светового оформления; списки исполнителей с пометами, распределение ролей в спектаклях, сделанное им; распоряжения по спектаклям о распределении обязанностей среди режиссеров-ассистентов; заметки по поводу шумового, светового оформления, декораций и др. и зарисовки мизансцен, костюмов, грима и др., сделанные во время репетиции, описание танцев; переписка с авторами пьес, художниками, композиторами и др.; стенограммы и протоколы художественного совета, общих собраний сотрудников театра, заседаний литературной группы, режиссерской части (в т.ч. о гастролях театра), производственных совещаний коллектива театра, замечаний по спектаклям; записи выступлений, докладов, лекций, бесед о работе театра, с участниками спектаклей, с театральным активом и зрителями; записи читок пьес; статьи режиссера о работе театра; планы исследовательских работ; протоколы заседаний  активов лабораторий; стенограммы лекций, бесед со студентами театральных учебных заведений, проверки им знаний студентов ГЭКТЕТИМ по классу техники речи; записи лекций и высказываний о биомеханике; тезисы докладов и заметки о системе театрального образования, о работе театральных издательств; статьи о театральном искусстве и рецензии на пьесы разных авторов, таких как В.Е. Ардова, В.С. Богушевского, А.Б. Велижева, И.Я. Исполнева, Т.В. Каширина, Н.Б. Лойтера, А.Я. Нестерова, Р.Ю. Рока, А.В. Февральского, Я.А. Яковлева и др. с его правкой и др.

Следует отметить, что творческие документы В.Э. Мейерхольда о его работе в ГосТИМе хранятся и в других фондах и собраниях РГАЛИ3 таких как: ГАХН, Главрепертком, Главискусство, Коллекция программ, Собрание архивов деятелей театра, а также многочисленных личных фондах: Т.Ф. Адельгейм, Б.В. Асафьев, М.И. Бабанова, А.И. Безыменский, Л.М. Бернштейн, Н.Н. Буторин, Д.А. Вертов, В.В. Вишневский, В.Н. Всеволодский-Гернгросс, А.К. Гладков, М.Ф. Гнесин, Ю.Л. Гомбарг, А.И. Дейч, М.А. и Г.Н. Дуловы, Б.Е. Захава, В.К. Звягинцева, М.И. Имас, В.А. Киселев, М.О. Кнебель, А.Е. Крученых, Л.В. Кулешов, П.А. Ламм, Эль Лисицкий, М.Е. Лишин, Е.В. Логинова, А.П. Мацкин, А.П. Новицкий, Ю.К. Олеша, Д.Н. Орлов, Н.А. Попов, И.А. Пырьев, Л.Н. Свердлин, Ю.В. Соболев, М.Л. Старокадомский, В.Ф. Торский, С.М. Третьяков, Н.П. Ульянов, А.В. Февральский, В.В. Федоров, Л.А. Фенин, Х.Н. Херсонский, Л.В. Цетнерович, Ф.И. Шаляпин, В.Я. Шебалин, В.А. Шестаков, М.М. Штраух, С.М. Эйзенштейн, Н.В. Экк, Н.Р. Эрдман, Р.В. Янушкевич.

Фонд ГосТИМ является наиболее полным комплексом творческих документов В.Э. Мейерхольда за последнее двадцатилетие его деятельности (1918-1938). Важно то, что в эти годы он создал и осуществлял руководство собственным театром (включая театры-предшественники ГосТИМа).

В.Э. Мейерхольд осуществлял режиссуру постановок в ГосТИМе. В некоторых спектаклях в качестве режиссеров-ассистентов выступили его ученики. Ввиду этого в фонде театра отложились собственно творческие документы, возникшие при осуществлении Мастером режиссерской деятельности, а также те, которые фиксировали другие аспекты творческого процесса работы над спектаклем, и при этом носившие следы редактирования их В.Э. Мейерхольдом (правка, вставки, замечания на полях и др.).

Творческие документы В.Э. Мейерхольда сконцентрированы в основном в разделе описи «Режиссерская часть». Здесь, с одной стороны, четко прослеживается хронология постановок, а с другой, материалы по каждому спектаклю можно рассматривать как самостоятельные комплексы.

Театр для В.Э. Мейерхольда не ограничивался постановкой спектаклей. Он считал необходимым одновременно заниматься подготовкой кадров актеров и режиссеров, осуществлять научно-исследовательскую работу в театральной области, подбор репертуара, работу с драматургами, налаживать контакты с театральными учреждениями и клубами в других городах, вести просветительно-пропагандистскую работу и т.п. Все эти направления деятельности следует рассматривать как составляющие творчества Мастера, которые фиксировались документально.

Материалы ГосТИМа служат существенной частью аннотированного указателя «Творческое наследие В.Э. Мейерхольда в РГАЛИ». Кроме того, в указатель включены документы из личного фонда Мастера и материалы, хранящиеся более чем в 120-ти фондах и собраниях архива.

к.и.н. А.Л. Евстигнеева


Статья подготовлена в рамках проекта РГНФ № 13-04-00294а «Творческое наследие В.Э. Мейерхольда. Подготовка к публикации аннотированного указателя архивных материалов». Руководитель Г. Р. Злобина.


Примечания:

  1. Статья подготовлена в рамках проекта РГНФ № 13-04-00294а «Творческое наследие В.Э. Мейерхольда. Подготовка к публикации аннотированного указателя архивных материалов». Руководитель Г. Р. Злобина.
  2. О составе других фондов РГАЛИ, в которых сосредоточены материалы о творческой деятельности В.Э. Мейерхольда, и в частности театра, носившего его имя, см. статьи: «Личный архив В.Э. Мейерхольда в РГАЛИ: история формирования и состав творческих документов» (2013) http://rgali.ru/object/203550921?lc=ru#!page:1/o:203550923/p:1/o:314319865/p:1, «Творческие документы В.Э. Мейерхольда в РГАЛИ: научная организация и проблема электронного поиска» (2014) http://rgali.ru/object/203550921?lc=ru#!page:1/o:203550923/p:1/o:354604997/p:1
  3. Часть из них уже рассматривалась, это фонды: В.Э. Мейерхольда, Б.В. Алперса, Н.А. Басилова, Л.Ю. Брик и В.А. Катаняна, Э.П. Гарина и Х.А. Локшиной, И.В. Ильинского, М.М. Коренева, В.В. Маяковского, Е.А. Тяпкиной - см. примеч. №1.

Постоянная ссылка: http://rgali.ru/object/366275307